Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Развитие речи малышей

Особенности развития речи

детей 2–3 лет        

 

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Интенсивно увеличивается активный словарь ребенка, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой, новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью дает ребенку возможность использовать ее не только для обозначения предметов окружающей действительности, но и для выражения своих потребностей. Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него начинает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка). Но каждый ребенок индивидуален и речь у всех развивается своими темпами.

Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет является общение его со взрослыми. Для развития речи с ребенком необходимо не только говорить, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Предмет разговора ребенок должен не только видеть своими глазами, но действовать с ним руками. Важно расширять личный опыт ребенка, наглядно обогащать его представления, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?», «Зачем?». Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный словарь.

С ребенком 2-3 лет важно говорить о том, что сейчас находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их. Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ребенку нужно читать короткие стихи с понятными образами. Это в первую очередь русские народные сказки, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Для того, чтобы ребенок легче освоил основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования своих действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Вот несколько советов:

1. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности (приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, прогулка и т. д.) Говорите о том, что вы делаете, что делает сын (дочь), что делают другие дети, люди.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, чётко, с интонацией.

3. Говорите короткими предложениями, правильно построенными фразами.

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Учите ребёнка понимать и выполнять словесные инструкции сначала простые, затем сложные (Возьми мишку. Возьми мишку и посади на стульчик. Возьми мишку и посади на стульчик рядом с собачкой.)

6. Не переходите на детский язык, не «сюсюкайте» сами и объясните это бабушкам.

7. Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, поэтому больше играйте, превратите занятия в интересные игры (игры с пальчиками, игры с предметами и т. д.)

8. Каждый день читайте стихи.

Подготовила:

Чашинская Наталья Петровна, воспитатель дошкольного образования

Источник:

  1. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. — 2-е изд. — Минск : НИО; Аверсэв, 2014. — 416с.
  2. «Малыш, давай поговорим!» Речевое развитие детей от 2 до 3 лет /сост. : Т. В. Кабузан [и др.] ; под общ. ред. Т.В. Кабузан. — Минск : Зорны Верасок, 2016. — 172 с.     

Разделы сайта