Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Специальное образование

Об образовательном  проекте

"Использование метода сенсорной интеграции как средства сенсомоторного развития детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата"

Руководитель проекта заведующий Н.В.Петроневич, авторы проекта учитель-дефектолог И.А.Комлик, руководитель физвоспитания Н.О.Захарьева.

Уважаемые педагоги! Современная система образования детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (далее ОДА) ориентирована на создание условий, обеспечивающих их максимальную социализацию и интеграцию в общество. Как свидетельствуют исследования зарубежных и отечественных ученых, социальная адаптация детей и их полноценное включение в обычную среду невозможно без развития сенсомоторных навыков.

У детей наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их изменённой реакцией на вестибулярные, тактильные и кинестетические раздражители. Отклонение от обычной последовательности в сенсомоторном развитии позднее приводит к появлению проблем в разных сферах жизни

Основная идея метода сенсорной интеграции, предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Главное отличие метода сенсорной интеграции от полисенсорного подхода в обучении состоит в том, что последний условно можно рассматривать как развитие органов чувств в статике; метод же сенсорной интеграции является динамическим: зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения и представления возникают в процессе движения.

В начале нашей работы над проектом в сентябре 2019 года, обратившись к работам Энн Джин Айрес американского эрготерапевта, психолога, научного сотрудника Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, получили представления о методе сенсорной интеграции, как средстве успешного сенсомоторного развития детей, имеющих какие-либо отклонения в двигательной и эмоциональной сферах. В процессе изучения разных источников по использованию метода сенсорной интеграции в работе с детьми, было установлено, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание в практической деятельности со стороны педагогов, а также самих родителей. Нет широкого применения метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми в учреждениях дошкольного образования. Отсутствуют методические рекомендации по комплексному подходу к сенсомоторному развитию ребенка с использованием метода сенсорной интеграции. Поэтому приняли решение начать работу над составлением таких рекомендаций.

В основу разработки проекта в нашем учреждении были положены концептуальные подходы:

онтогенетический подход: развитие сенсорных систем у детей проходит через естественный (природный) путь овладения сенсомоторными навыками;

системный подход: сенсомоторное развитие детей с нарушениями функций ОДА предполагает установление связи и определение иерархии разных сенсорных систем при их развитии;

комплексный междисциплинарный подход: взаимодействие разных специалистов в процессе сенсомоторного развития детей с нарушениями функции ОДА;

социально-педагогический подход: овладение сенсомоторными навыками как один из ведущих факторов социальной адаптации детей с нарушениями функции ОДА.

Цель проекта: Совершенствование процесса сенсомоторного развития детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата посредством использования метода сенсорной интеграции.

Объект проекта: Коррекционно-развивающий процесс, направленный на сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Предмет проекта:Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Одна из главных задач: апробировать метод сенсорной интеграции в образовательном процессе с детьми, а также разработать методические рекомендации для педагогов по сенсомоторному развитию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с использованием метода сенсорной интеграции;

Необходимо отметить, что один из важных предполагаемых результатов: это сформировать у ребёнка активную позицию полноправного участника коррекционного процесса; а также оптимизировать работу педагогов в коррекционно-развивающем процессе; повысить компетентность родителей по использованию метода сенсорной интеграции в домашних условиях.

На подготовительном этапе работы над проектом была получены консультации у Елены Аркадьевны Якубовской, старшего преподавателя кафедры специальной педагогики института инклюзивного образования БГПУ имени М. Танка, и у Татьяны Викторовны Пятницы, доцента кафедры педагогики ГУО «Минский городской институт развития образования». Параллельно проводилась и проводится работа по оснащению зала адаптивной физкультуры специальным оборудованием и инвентарем, оснащение кабинета учителя-дефектолога наглядными пособиями, которые явились практической основой для составления игровых комплексов и упражнений.

Наблюдения и диагностика проводится у 9 воспитанников старшего дошкольного возраста. С мая 2020 года на основном этапе нашей работы над проектом ведется дневник наблюдения, составленный на каждого воспитанника, в который внесены показатели по четырем направлениям.

Дневник дает возможность видеть результаты коррекционной работы с ребенком по сенсомоторному развитию, Важно отметить, что имеется положительная динамика сенсомоторного развития у детей с нарушениями функций ОДА.

Если в сентябре 2019 года двигательные упражнения с осуществлением зрительного контроля и без зрительного контроля могли выполнить с помощью взрослого и самостоятельно только 4 ребенка, то в сентябре 2020 года с заданиями справлялись 6 воспитанников.

В сентябре 2019 года лишь 2 ребенка могли выполнить предметно-орудийные действия с помощью взрослого, а в сентябре 2020 года такие действия могли выполнить не только с помощью взрослого, но и самостоятельно уже 5 детей.

Соотносить различные качества предметов, сентябре 2019 года могли с помощью взрослого только 2 воспитанника, самостоятельно никто из детей, а сентябре 2020 года с заданиями самостоятельно и с помощью взрослого справлялись уже 5 воспитанников из 9.

Выполнять действия с предметами, прикладывая соразмерные усилия, в сентябре 2019 года могли лишь 2 воспитанника, а в сентябре уже 6 детей, из них 3 с помощью взрослого и 3 самостоятельно.

Можно предположить, что причиной таких результатов является не только проведенная коррекционно-развивающая работа с детьми, но и реабилитационные мероприятия в учреждениях здравоохранения. У детей, повышается качество выполнения заданий и упражнений, Дети с бόльшим удовольствием лепят, клеят, рисуют, ребенок чаще проявляет инициативу в действиях.

Педагоги получают методическую помощь через консультации, был организован круглый стол, семинар-практикум, открытые просмотры коррекционно-развивающих занятий. Составлены методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения функций ОДА, по использованию метода сенсорной интеграции. С родителями проведены консультации, круглый стол. Даны советы по сенсомоторному развитию детей в условиях семьи, проводится обмен фото и видеофайлами элементов занятий через электронную почту и Viber.

Продуктом нашей деятельности явились Методические рекомендации для педагогов по комплексному подходу к сенсомоторному развитию ребенка, имеющего нарушения функций опорно-двигательного аппарата, с использованием метода сенсорной интеграции

На заключительном этапе с марта 2021 – по сентябрь 2021 года планируется:

продолжить работу над составлением и подбором новых заданий и игровых упражнений для сенсомоторного развития ребенка, над созданием картотеки игр и заданий в рамках метода сенсорной интеграции, над пополнением образовательной среды;

проводить комплексные занятия (совместно учителем-дефектологом и воспитателем дошкольного образования, совместно руководителем физвоспитания и воспитателем дошкольного образования);

систематизировать и распространять накопленный опыт, участвовать в вебинарах для специалистов специальных учреждений дошкольного образования;

подготовить материалы для публикации в периодической печати (журналах «Пралеска», «Спецыяльная адукацыя», «Руководитель дошкольного образования» и др.);

взаимодействовать с государственным учреждением образования «Минский городской институт развития образования», с институтом инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», участвовать в районных и городских мероприятиях;

размещать информацию об использовании метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми на сайте учреждения дошкольного образования

Надеемся, что полученные сенсомоторные навыки помогут ребятам в коммуникативном общении, в социальном поведении, ведь чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире!

Разделы сайта