Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Адаптивная среда

АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 

 УЧРЕЖДЕНИЯ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В.Петроневич

Ясли-сад № 549 (г.Минск)

N.Petronevich

Nursery-kindergarten № 549 (Minsk) 

Аннотация.

В данной статье обозначены проблемы инклюзивной образовательной практики, рассмотрены основные аспекты создания адаптивной образовательной среды в учреждении дошкольного образования.

Представленный материал из опыта работы государственного учреждения «Ясли-сад № 549 г.Минска» может использоваться в учреждениях дошкольного образования руководителями при организации работы интегрированных групп, а также учителями-дефектологами, руководителями физвоспитания, воспитателями дошкольного образования, работающими в интегрированных группах.

In this article the problems of inclusive educational practices, the basic aspects of creating adaptive educational environment in the institution of preschool education.

The material experience of the state institution "Nursery school No. 549 of Minsk" can be used in preschool education leaders in the organization of integrated groups, and also teachers, speech pathologists, supervisors of physical education, teachers of pre-school education, who work in integrated groups.

Ключевые слова.

Инклюзивное образование. Интеграция. Адаптация. Образовательная среда. Особые потребности. Социализация.

Key words.

Inclusive education. Integration. Adaptation. Educational environment. Special needs. Socialization.

      В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное образование характеризуется следующими особенностями:

 •       каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми;

 •       физическая среда и весь образовательный процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка;

 •       весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует недискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителями [6].

          Однако, в Беларуси инклюзивная образовательная практика достаточно ограниченна, во многом экспериментальна и неустойчива. Обучение многих инвалидов затруднено в том числе и в связи с отсутствием специально подготовленной для них «безбарьерной среды» в учреждениях образования. Многие учреждения все еще не оборудованы для передвижения и обучения инвалидов. Еще одна проблема, затрудняющая внедрение интегрированных форм образования, связана с проблемами кадрового обеспечения. Интегрированное обучение требует подготовки соответствующих специалистов. Также ситуация осложняется отсутствием специальных учебно-методических материалов, пособий, средств обучения и обучающих программ [5].

       В настоящее время развитие ребенка через интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии. Л.С.Выготский еще в 30-е гг. 20 века обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта [4].

           Интеграция инвалидов в общество — это, конечно, в первую очередь, доступная среда, но самое главное — дать этим людям возможность стать полноправными гражданами. Но плавно влиться в социум можно только, если ты не отгорожен от него с раннего детства, если не изолирован в четырех стенах в узком кругу таких же инвалидов как ты сам, если растешь среди разных детей — и больных, и здоровых. Пусть дети вместе гуляют на улице, играют, смотрят спектакли, участвуют в развлекательных мероприятиях, — для здоровых ребят это будет приобретение навыка о ком-то заботиться, это им пригодится в дальнейшей жизни. А воспитание толерантности? Здоровые дети научатся понимать искаженную речь, жесты и принимать инвалидов такими, какие они есть — с физическими дефектами, особенностями мимики и речи. В своей работе «Интеграция и инклюзия для детей с ДЦП – практическое предложение» Тамара Черемнова сообщает, что для ребенка с параличом общение со здоровыми детьми — это все! И кое-что такой ребенок может дать другим — хотя бы демонстрацию того, как человеческий организм может адаптироваться при ограниченных физических возможностях — не работает одно, так задействуем другое. И другой аспект — ребенок-инвалид, более усидчивый в силу своих физических ограничений, может помочь в интеллектуальном развитии здоровому ребенку, тратящему большую часть времени на «побегать-попрыгать». Так что от интеграции «здоровые дети плюс дети-инвалиды» и инклюзивного образования выигрывают оба этих мира [3].

         С 1998 года на базе государственного учреждения образования «Ясли- сад №549 г.Минска» функционировали три группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где был накоплен положительный опыт работы с такими детьми, создана необходимая образовательная среда, которая характеризуется открытостью, целостностью, ориентированностью на индивидуализацию и социализацию воспитанников. Проведена подготовка кадров. Так, специалистами городского психоневрологического диспансера были проведены семинары-практикумы по организации двигательной деятельности детей, которые не передвигались самостоятельно. Наши педагоги знают, как правильно достать ребенка с коляски, как помочь ему при передвижении по группе, как осуществить поддержку во время питания. Решением администрации Московского района № 1335 от 14.08.2007 было утверждено открытие с 1 сентября 2007 года интегрированной группы. Эту группу стали посещать 13 малышей трехлетнего возраста, из них трое - с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С 1 сентября 2015 года перепрофилированы две специальные группы в интегрированные. А 1 сентября 2016 года в учреждении уже функционирует четыре интегрированные группы. Детский  сад посещает 28 (11%) детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. 65 детей (26% от общего количества воспитанников) участвуют в совместном обучении. Дети готовы к пребыванию со своими здоровыми сверстниками, получают при этом еще и коррекционную помощь.

         На начальных этапах при комплектовании интегрированной группы мы столкнулись с рядом вопросов: некоторые родители были не готовы принять совместное пребывание своего ребенка с особенными детьми. Сомневались и родители детей с особенностями, как примут их ребенка. Поэтому администрацией учреждения, медицинским персоналом, специалистами ЦКРОиР Московского района г.Минска проводились индивидуальные доверительные беседы с родителями, организовывали знакомство с «командой» сотрудников. Руководителем были даны разъяснения по вопросам организации работы данной группы. Тесное взаимодействие воспитателей, учителя-дефектолога и других узких специалистов, их доброжелательное отношение, индивидуальный подход к каждому ребенку привели к безболезненной адаптации в микросоциуме как детей, так и родителей.

            Сегодня в нашем учреждении нет проблемы комплектования интегрированной группы. Многие родители желают, чтобы их ребенок посещал данную группу, мотивируя это тем, что малыш (особенно, если единственный в семье) может получить первые уроки сочувствия, гуманности, необходимости оказания помощи другому. Банк данных детей в интегрированные группы, которые комплектуются на новый учебный год, формируется очень быстро. Так, уже в феврале месяце 2016 года был составлен список воспитанников для совместного пребывания с особенными детьми на 2016/2017 учебный год.

      Особое внимание было сосредоточено на создании безбарьерной среды, которая обеспечивает ребенку возможность удовлетворения  потребностей в овладении социальными отношениями и познании окружающего мира, среды, которая способствует наименьшему ограничению и благоприятствует наибольшему включению ребенка в деятельность [2, с.15]. На совместных семинарах со специалистами ЦКРОиР, Минского городского детско-подросткового психоневрологического диспансера, поднимали вопросы о создании адаптивной образовательной среды и вспомогательных приспособлениях. Наши педагоги получили консультативную помощь по соблюдению двигательного и ортопедического режима детей.

      С детьми проводятся занятия по адаптивной физической культуре руководителем физвоспитания Богданович Натальей Олеговной, имеющей Диплом магистра по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». В работе с детьми используются тренажеры, батуты, фитнес-мячи, круглые и овальные модули, гимнастические снаряды, сухой бассейн, вертикализаторы. Эффективным  средством коррекции моторики является гидротерапия – занятия в бассейне проводятся два раза в неделю. Сверстники учатся понимать детей с физическими ограничениями, поставив себя на их место. У них появляется чувство сопереживания, доброжелательности, желание помочь. Дети не оставят на ковре стульчик, разбросанные игрушки, которые будут препятствовать свободному перемещению.

         Группа интегрированного обучения объединяет разных детей, отличающихся друг от друга. Очень важно, чтобы педагоги понимали и правильно относились к имеющимся различиям между детьми. Только признавая право каждого ребенка оставаться самим собой, можно развить сильные стороны личности [2, с. 20].

      Учитывая физические особенности воспитанников, созданы необходимые условия, приобретены игрушки и пособия для детей. Адаптивная образовательная среда во всех группах построена и моделируется с учетом гигиенического и эстетического принципов. Для детей оборудован зал адаптивной физкультуры. Для занятий в бассейне  используются специальные круги и подставки. Возле игровых уголков, умывальников прикреплены поручни, благодаря которым ребята могут самостоятельно выполнять какие-либо действия. Мебель и все шкафы на уровне роста детей. Все игровые материалы расположены на открытых, доступных детям полках. Практичны и доступны для детей сюжетно-ролевые игры промышленного производства. Они яркие, красочные и качественные. Для снятия мышечного тонуса и для развития мелкой моторики рук приобретены большие дидактические игрушки: «домики», «жуки», «осьминожки». Ребенку удобно действовать с ними, одновременно осваивая сенсорные эталоны. Педагоги проявляют творчество и инициативу, создают благоприятные условия для вхождения в практическую жизнь детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

       Работать в этих группах должны люди доброжелательные, тактичные, обладающие терпением, состраданием и любовью к детям. Интегрированную группу начинали посещать 13 малышей. Сегодня такие группы посещает 65 человек, из них 17 детей с особенностями. 12 малышей с особенностями обучаются по программам «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» и «Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития». Образовательная работа с остальными воспитанниками ведется по учебной программе дошкольного образования. Воспитатели дошкольного образования совместно с педагогом-психологом Ольгой Петровной Лищенко формируют положительные межличностные отношения в коллективе детей и взрослых. Учителя-дефектологи Ирина Алексеевна Комлик и Татьяна Сергеевна Криклевская проводят индивидуальные и подгрупповые занятия.

      После посещения интегрированных групп у ребят появляется уверенность в себе, способность воспринимать других детей, они учатся слышать, чувствовать, доверять друг другу. Дети вместе посещают кружок «Познай-ка», кружок по тестопластике «Мукосолька», принимают активное участие в праздничных мероприятиях, в театрализованных постановках, где выполняют роли в соответствии со своими возможностями.

       Образовательная деятельность проходит на основе партнерских взаимоотношений с детьми, где гармонично сочетаются развивающие и коррекционные подходы в обучении. По сложившейся традиции для воспитанников данной группы в начале учебного года проводятся такие  занятия как «Наш круг». На занятии дети и педагоги играют вместе, «круг» держится силами всех участников, здесь важен каждый, все могут видеть и посмотреть друг другу в глаза, взяться за руки. Дети учатся называть друг друга по имени, выбирать одного из участников и самим оказываться в центре внимания, приобретая первые навыки общения.

          Родители становятся активными участниками образовательного процесса и партнерами педагогических работников. Результатом доступной и полезной формы инклюзивного образования можно считать высказывание мамы воспитанника группы: «Какое это счастье, когда здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных… ».

         Проведенная работа с родителями и с детьми не проходит даром. Наши выпускники более адаптированы к социальной среде, чем дети, находящиеся на домашнем обучении, так как адаптивная образовательная среда у нас ориентирована на потребности и особенности каждого отдельного ребенка.

Список литературы

  1. Калинина, Е.М. Современное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в контексте инклюзивного образования/ Е.М.Калинина// Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы: Материалы междунар.науч.-практ.конф. – Минск: Четыре четверти, 2007.
  2. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская. -Мн.: НИО, 2003. – 232 с.
  3. http://ingild.com/integratsiya-i-inklyuziya-dlya-detey-s-dtsp-prakticheskoe-predlozhenie/ - Дата доступа 26.02.2016.
  4. http://www.maam.ru/detskijsad/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-sovremenom-detskom-sadu.html  - Дата доступа 26.02.2016.
  5. http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_122_ 1.htm - Дата доступа 05.10.2016.
  6. http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801 – Дата доступа 05.10.2016.

Разделы сайта