Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Основные принципы

Основные принципы инклюзии. Международный опыт

Инклюзивные сообщества:

• Быть инклюзивным означает искать пути для всех детей быть вместе
во время обучения (включая детей с инвалидностью)

• Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе,
тому месту, где живем)

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика
с помощью образовательной программы,
которая достаточно сложна,
но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности,
также как и специальные условия и поддержку,
необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

  • В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
  • Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Важные составляющие инклюзии:

  • Разработать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
  • Всесторонне планируйте инклюзию
  • В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация
  • Включайте родителей
  • Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
  • Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

Неверные представления об инклюзии:

  • Представление что присутствие в школе само по себе достаточно
  • Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
  • Фокусирование не на целях, а на действиях
  • Когда основной направленностью услуг является обучение программе,
    а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
  • Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Существующие барьеры:

  • Архитектурная недоступность школ
  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

Законодательные ресурсы:

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
  • Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • Конвенция о правах ребенка

Правила инклюзивной школы

  • Все ученики равны в школьном сообществе
  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
  • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
  • Планируется и проводится эффективное обучение
  • Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников,
  • Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
  • Семьи активно участвуют в жизни школы
  • Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

  • Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью
  • Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика
  • Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения
  • Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе
  • Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения
  • Наиболее вероятное повышение успешности ученика

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

  • он достаточно гибок,
  • ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
  • он уважает индивидуальные различия
  • он может слушать и применять рекомендации других членов команды
  • он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
  • он согласен работать с другими учителями в одной команде

Результаты инклюзии:

  • У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
  • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
  • Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
  • Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика
  • Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
  • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
  • Существуют процедуры оценки эффективности

В заключение:

  • Инклюзивные сообщества включают:

o    Изменение взглядов в целом

  • Разнообразие включает каждого

o    Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения

  • Чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается

o    Возможность для каждого быть успешным

  • Социальные изменения:

o    Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным

o    Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе

o    Начните с вашего маленького сообщества – и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения вашего опыта

o    Действие отличается от убеждений и теории!

Источник: 

http://autismschool.by/inklyuziya-v-belarusi1/osnovnye-principy-inklyuzii.-mezhdunarodnyj-opyt.html 

Концепция развития инклюзивного образования

Разделы сайта